Вернуться в оглавление

О стабилизаторах изображения

Введение

Стабилизатор изображения в объективах (и камерах) появился достаточно давно и, на мой взгляд, является одной из наиболее полезных функций современных объективов.
В данной статье я бы хотел рассмотреть некоторые ньюансы данной технологии, что, я надеюсь, поможет вам лучше понять её преимущества, а также понять, насколько полезным для вас будет наличие такой функции в объективе (или камере).

Определения

Дадим некоторые определения которыми мы будет оперировать в дальнейшем.

Стоп — понятие относящееся к величине экспозиции и которым часто оперируют оценивая эффективность системы стабизации. Один стоп соответствует увеличению экспозиции в 2 раза, что эквивалентно увеличении выдержки в 2 раза. Таким образом когда говорят что система стабилизации обеспечивает эффективность около трех стопов, это значит что она обеспечивает сопоставимую резкость изображения выдержке в 2*2*2 = 8 раз более длинной.
Оптический стабилизатор — стабилизатор изображения размещен в объективе. Используется, например, в камерах Canon, Nikon, Sony NEX.
Механический стабилизатор — стабилизатор изображения размещен в камере. Используется, например, в камерах Sony Alpha, Olympus, Pentax.

Очевидные и не очень факты

Перейдём теперь к самой интересной части нашей статьи, ради которой она в общем-то и писалась.
Я постарался выбрать те моменты которые не совсем очевидны для большинства фотографов, но если всё из нижеперечисленного списка для вас очевидно, поздравляю — вы хорошо разбираетесь в данной технологии.

Стабилизатор не способен затормозить движущийся объект

Стабилизатор эффективно подавляет колебания объектива и ваши собственные, но он не может замедлить движущийся объект съемки. Поэтому будь это бегущий ребёнок или птица в полёте или струи воды, стабилизатор в данном случае "стабилизирует" лишь статичный фон.
В этом смысле людей часто вводят в заблуждение (или они вводят себя сами), что, например, объектив Canon EF 70-200/4L IS USM, обладающий стабилизатором 4-го поколения, обеспечивающего впечатляющие 4 стопа компенсации, всегда будет эффективнее чем, например, Canon EF 70-200/2.8L USM. Однако в ситуации с движущимся объектом съемки важна именно короткая выдержка, поэтому последний объектив за счёт диафрагмы 2.8 будет всегда эффективнее первого.

Стабилизатор не влияет на оптические свойства

Это в некотором роде перекликается с предыдущим пунком. Оба объектива Canon EF 24-105/4L IS USM, со стабилизатором и Canon EF 50/1.4 USM без стабилизатора, позволяют снимать при примерно одинаковом уровне освещённости (на максимально открытой диафрагме), однако при равном фокусном расстоянии рисунок создаваемый этими объективами будет освершенно разный в силу того, что за счёт большего относительного отверстия, Canon EF 50/1.4 USM будет обладать меньшей ГРИП, т.е. будет гораздо сильнее размывать фон.
Это ни плохо, ни хорошо, просто не стоит думать, что Canon EF 24-105/4L IS USM эквивалентен условному Canon EF 24-105/1.4L USM.

Не все стабилизаторы одинаково полезны

Несмотря на то, что, например, Canon никак явно не разделяет типы стабилизаторов, и все объективы обозначаются просто как IS, на данный момент существует как минимум 4 поколения систем стабилизации каждое из которых лучше предыдущего. Так если первое поколение компенсировало 1-2 стопа, то четвертое около 3-4. Кроме того современные объективы умеют автоматически определяют установку на штатив и даже компенсировать вибрацию затвора в таком режиме съемки. При этом старые модели объективов требуют обязательного отключения стабилизатора при съемке со штатива, во избежание его некорректной работы.
Так что если вы например пользовались одной из старых моделей объективов со стабилизатором, не стоит по ней оценивать новые модели. Это положение верно для всех производителей. Ну и разумеется не стоит оценивать стабилизаторы только по одному бренду, т.к. они существенно разнятся между собой.

Механический стабилизатор ничем не хуже оптического

При этом механический стабилизатор размещён в камере и доступен для всех объективов, в отличие от оптического, который доступен только в специальных, к тому же дорогих, объективах. Разумеется это верно. Однако в этом сравнении зачастую упускают важное свойство которое доступно только при оптической стабилизации. Дело в том, что оптический стабилизатор, стабилизирует также изображение передаваемое и в видоискатель и на датчики автофокуса. Это позволяет лучше контролировать снимаемый объект, а автофокус допускает меньше ошибок.

Заключение

Я надеюсь, что приведённая в статье информация была вам полезной и поможет лучше понимать достоинства и недостатки объективов (и камер) со стабилизацией изображения.
В заключение мне также хотелось бы поделится личным мнением. На мой взгляд любой объектив со стабилизацией лучше такого же без неё. Однако, объективы со стабилизацией, как правило, существенно дороже таких же, но без неё. Так что покупать все объективы с такой функцией (или ориентируясь только на её наличие) не стоит. На мой взгляд максимальную отдачу функция стабилизации приносит при использовании телеобъективов, здесь эта технология изначально и нашла своё применение. В то же время на нормальных и широкоугольных объективах большее значение имеет светосила, позволяющая работать с глубиной резкости в широком диапазоне.

Контакты

По вопросам сотрудничества вы можете:
- написать нам письмо contact@photosvc.ru.