Вернуться в оглавление

Обзор беззеркальных (mirrorless) систем

Введение

Рынок беззеркальных камер со сменными объективами — один из самых активных и быстрорастущих в последнее время. Данная статья — попытка провести небольшой обзор существующих систем и дать им оценку. Cтатья может стать и удобной отправной точкой в вашем процессе выбора компактной камеры со сменными объективами.

Micro Four Thirds

Данная система обычно обозначается по-русски как Микро 4:3. Это самая первая (с некоторым оговорками) система из описываемого рода камер, первая камера для которой вышла в 2008 году. Из особенностей можно отметить также, что это единственная система, для которой камеры выпускают несколько фирм, a именно Olympus и Panasonic (которая работает под брендом Lumix). Между тем, я бы не стал утверждать, что это даёт пользователям сколь-нибудь более широкий выбор, т.к. кросс-брендовая совместимость оптики всегда под вопросом (также как в случае со всеми сторонними производителями оптики).

К числу преимуществ можно отнести относительно богатый парк оптики и аксессуаров, т.к. система существует относительно давно. Многие камеры Olympus имеют систему стабилизации изображения на основе сдвига матрицы, что позволяет "включить" стабилизацию для любого объектива, что, на мой взгляд, очень выгодно и удобно.
Кроме того, среди объективов Lumix есть уникальный стереообъектив (по непонятным причинам, на русском сайте Panasonic этот объектив отсутствует, зато есть на американском). В отличие от Olympus, система стабилизации изображения у камер Lumix базируется в объективах.

К числу недостатков можно отнести относительно низкое качество изображения, обусловленное малым размером сенсора (кроп-фактор 2.0), таким же, как и у Системы 4:3, которую Olympus и Panasonic используют для своих зеркальных камер.

Olympus OM-D E-M5 Body
Ах, если бы вот с этого начиналось! Прекрасный дизайн старой системы Olympus OM.

Panasonic Lumix DMC-GX1 Body
Panasonic. Квадратиш, практиш, гут. Как и Samsung, аппараты Lumix страдают от безликого дизайна.

Samsung NX

В какой-то степени неожиданно этот корейский игрок появился на рынке беззеркальных камер в январе 2010 года. В большой степени неожиданным стало то, что камеры получились довольно удачными и заслужили довольно лестные отзывы у ведущих обозревателей. Кроме того Samsung, явно даёт понять, что настроен весьма серьёзно. На данный момент вышло уже 5 камер для этой системы, а линейка оптики насчитывает уже 7 объективов.
Некоторые объективы системы имеют систему стабилизации изображения. Несмотря на относительную молодость системы, в её ассортименте имеются не только типовые объективы. Например система предлагает портретный объектив класса 85/1.4, что, на данный момент, вообще является уникальным предложением в классе беззеркальных фотоаппаратов. На мой взгляд производители недооценивают потребность покупателей в подобной светосильной (и высококачественной) оптике для камер этого класса.

Samsung NX200 Body
Последняя модель — Samsung NX200. Выглядит прилично, непонятно только, что делает надпись посередине рукоятки, выглядит эта отдельная деталь ужасно.

Sony α NEX

Эта система с байонетом E-mount была представлена публике в июне 2010 года, и, на мой взгляд, является одной из лучших систем на рынке на данный момент. Успех этот обусловлен несколькими факторами, но ключевым, как мне кажется, стало наличие четкого видения особенностей конечного продукта и потребностей пользователей.

Эти положительные особенности системы включают в себя 1) исключительную компактность, 2) отличный дизайн и 3) отсутствие компромиссов в качестве изображения. К числу других приятных мелочей можно отнести то что, объективы NEX можно использовать с профессиональными видеокамерами серии NEX-VG.
Оптическая стабилизация изображения имеется в некоторых объективах. Так же как и Samsung система также может похвастать одним "люксовым" объективом, но другого класса — 24/1.4.

Sony NEX-7 Body
Вершина эволюции — Sony α NEX-7.

Pentax Q

Очень интересная система, объявленная Pentax в июне 2011 года. Это самая компактная система с кроп-фактором 5,62. Изящная и имеет приятный дизайн а-ля Leica. Понятно, что обладая сенсором такого размера не может идти никакого разговора о сколь-нибудь серьёзном качестве изображения на значениях ISO более 100 единиц, так что даже встроенная система стабилизации на основе сдвига матрица сильно ситуацию не исправит. Добавьте сюда объективы с крайне низкой светосилой (за исключением штатного фикса).
Очевидно, что это эдакая интересная Lo-Fi игрушка, орудие ломографии. Но здесь-то и наступает главное противоречие. Камера очень дорога. Готовы ли вы отдать около 25000 рублей за ломокамеру, когда за эти деньги можно купить дабл-кит Sony NEX?

Эта камера — потенциальный хит, но только когда цены на неё и объективы упадут в 2 раза. К сожалению, данный сценарий очень маловероятен. Итог: мертвый продукт, редкими покупателями которого могут стать любители стиля Lo-Fi с лишними деньгами.

Pentax Q Kit
А ведь внешне камера хороша! Слабонервным на размер матрицы не смотреть.

Nikon 1

Nikon долгое время занимал выжидательную позицию к рынку беззеркальных камер. Это вполне объяснимо, т.к. имея больше данных и отзывов пользователей можно выпустить более удачный продукт. Но в октябре 2011 года Nikon меня очень удивил. Несмотря на то, что из-за малых размеров сенсора качество даже у Микро 4:3 (кроп-фактор 2.0) вызывало нарекания, Nikon сделал матрицу своих беззеркальных аппаратов ещё меньше. Формат, официально называемый "Nikon CX", имеет кроп-фактор 2,81.

Тем не менее, профессионализм Nikon не подвергается сомнению, и сами камеры выглядят превосходно. Безусловно, у Nikon, должно быть есть веские основания сделать у этой системы такой маленький сенсор. Но обойти главный закон цифровой фотографии — "размер имеет значение" — у них не получится. И никогда эта камера не сможет выдавать снимки качества эквивалентного даже Микро 4:3.

Очевидно что в таком случае Nikon делает ставку не на качество. Значит ставка делается на другие свойства продукта. Nikon всегда был силён в маркетинге. Мне кажется они делают ставку на имидже, обособленности, нетипичности системы. Безусловно, у них есть также типовые акценты и на видео-возможности, и на скорость работы, но на одном этом им не победить.
Оптическая стабилизация изображения встроена в некоторые объективы. В том числе в довольно необычный объектив: десятикратный зум, где зуммирование происходит с помощью электропривода. Это сделано как раз таки для удобства видеосъемки, с помощью электропривода достигается плавное зуммирование, которое сложно обеспечить вручную.
Этот объектив, в частности, и есть тот пример имиджа о котором я говорил выше.

Nikon 1 V1 Body
У меня такой маленький сенсор, надо мной все фотографы смеются! ;-)

Fujifilm XF

Январь 2012 года принес ещё одного неожиданного игрока. Компания Fujifilm вышла на рынок беззеркальных фотоаппаратов с камерой X-Pro1. Компания при этом заняла абсолютно пустующую нишу "Leica для бедных" и таким образом выпустила, вероятно, один из самых успешных продуктов последнего времени. Аппарат этот превосходно выглядит и имеет 100% попадание в целевую аудиторию, а она не маленькая. При этом разумеется, что, в отличие от Leica, эта камера полностью "загружена" функционалом характерным для любой современной камеры.

Как обычно Fujifilm делает нетиповой сенсор, что позволит ей отказаться от оптического низкочастотного фильтра перед матрицей и тем самым повысить разрешение сенсора. На мой взгляд это отличная маркетинговая стратегия, которая сразу делает камеры Fujifilm особенными и затрудняет их сравнение с конкурентами (легко сравнивать апельсины между собой, но сложнее сравнить апельсин и грейпфрут, хотя вроде оба цитрусовые).
Объективы X Mount представлены, на данный момент, тремя светосильными объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Система оптической стабилизации изображения у объективов отсутствует.
В отличие от большинства систем, X-Pro1 предоставляет пользователю весьма интеллектуальный оптический видоискатель.

Fujifilm XPro1 Body
Мне одному кажется, что она прекрасна?

Pentax K

Компания Pentax переживает не лучшие времена. И выпущенная ими новая беззеркальная камера Pentax K-01 — лишнее тому подтверждение. Данная камера использует обычные объективы байонета Pentax KAF2, т.е. может использовать объективы от зеркальных камер. Это в свою очередь значит, что камера имеет гигантский (по меркам аналогов) рабочий отрезок, что ограничивает миниатюризацию камеры. Действительно, K-01 лишь немногим меньше зеркального аппарата K-r. Это также значит, что камера будет вынуждена использовать объективы, рассчитанные на автофокус по разности фаз, в то время как сама камера будет работать в режиме контрастного автофокуса. Т.е. это будет аналогично автофокусу в режиме Live-View на зеркалках.

На мой взгляд, это провал, причиной которому безысходность. Очевидно, у компании нет ресурсов для разработки ещё одной полноценной системы (Pentax Q, как я уже писал выше, вряд ли можно считать успехом), поэтому она решила сделать эдакий ход конём, авось повезёт. Нет, увы, не повезёт.
Cистема стабилизации изображения основана на сдвиге матрицы. Не удивительно, ведь это прямая копия зеркальных Pentax, где используется такая же система. К слову сказать, у Pentax самая худшая из всех систем стабилизации изображения на основе сдвига матрицы (порядка 1—1,5 "стопа", при типовом значении 2—2,5 по классу).

Pentax K-01 Body
Pentax K — у зеркалки сняли зеркало, получилась беззеркалка. Дизайн типа "пластмассовая коробка" — один из самых ужасных аппаратов.

Leica M

Leica M участвует в нашем обзоре вне конкурса по двум причинам. Во-первых, это исключительно дорогая камера. Во-вторых, это дальномерная камера без автофокуса, не предоставляющая пользователю типичного функционала (характерного для всех остальных систем в обзоре).

Leica — отличный пример того, что имидж, культура и отношение к продукту могут значить очень много в плане его жизнеспособности. Несмотря на то, что эта камера (и объективы) стоит примерно на порядок дороже конкурентов, а функционал камеры далеко позади современных реалий, у данной камеры есть свои поклонники, и, по всей видимости, их достаточно, чтобы компания продолжала существовать. Это хороший пример того, что технические характеристики не всегда являются решающими.

Из представленных в данном обзоре, играть в стиле Leica пытаются системы Pentax Q и Fujifilm XF. Nikon 1 ведет более сложную игру, но определённые попытки создать имидж присутствуют. Отчасти это можно сказать и про систему Ricoh GXR, описание которой будет далее по тексту.

Leica M9 Body
Вот она, вот она камера моей мечты!

Ricoh GXR

Ещё одна система вне конкурса — Ricoh GXR, существующая с ноября 2009 года. Участвует вне конкурса по следующим причинам. Во-первых, это довольно-таки редкая система. Во-вторых, в этой системе сменные не объективы, а блоки, в которых заключен и объектив, и матрица. Так что у этой системы нет фиксированного кроп-фактора, разве что за исключением блока-адаптера для объективов Leica M/L, где стоит матрица формата APS-C.
Честно говоря, сложно оценить разумность и необходимость такого подхода. На мой взгляд, это всё же перебор, но опять же, это подход сродни Leica, на всякую экзотику найдутся любители. Стоит отметить правда, что цены на данное устройство более чем разумные, Pentax-у со своей системой Q должно быть стыдно.

Ricoh GXR Body
Странный зверь, но этим, пожалуй, и притягателен.

Canon EOS M

Данная запись добавлена уже после первоначальной публикации, 18.08.2012. Как я и предполагал, недолго оставалось ждать пока своё слово скажет последний, но самый крупный игрок на рынке DSLR камер — Canon. И вот в июле 2012 года Canon наконец представил свою беззеркальную систему — Canon EOS M и одноименную камеру.

Canon долго откладывала свой выход на этот рынок, так что до последнего сохранялась некоторая интрига. Однако появившиеся спецификации и фотографии быстро это развеяли. Canon представил самую типовую "обыкновенную" беззеркалку.

На мой взгляд это правильное, прагматичное решение, позволившее многим поклонникам этой фирмы, облегченно вздохнуть. Как минумум судьбы "никонистов" они избежали. Эта камера хороша как сама по себе, так и как прекрасное дополнение для профессионала работающего с Canon, который через переходник "Mount adapter EF-EOS M" сможет воспользоваться любым объективом из своей коллекции.

Canon EOS M Kit 22mm f/2
Canon EOS M — минимум неожиданностей.

Рейтинг систем

Что же, время подвести итоги. Хочу сделать это в виде своеобразного рейтинга. Оценки системам будут выставлятся от 1 до 5, а также прогноз. Прогноз дает общую оценку того, будут ли дела у системы скорее улучшатся, останутся на текущем уровне или будут ухудшаться. Актуальность: август 2012 г.

Заключение

В заключение хочу сказать следующее. Рынок беззеркальных камер родился буквально 5 лет назад, но, как можно видеть, растёт и развивается семимильными шагами. Будь вы профессиональный фотограф, либо начинающий любитель — сейчас можно найти беззеркальную камеру для любых нужд. Если вы ещё не пробовали подержать такие камеры в руках, настоятельно рекомендую это сделать. Времена, когда качественное фото можно было сделать только зеркалкой, прошли. Вернулись славные "пленочные" времена, когда существовала своя ниша компактных, но качественных камер. Только теперь у большинства из них ещё и съемные объективы!

Контакты

По вопросам сотрудничества вы можете:
- написать нам письмо contact@photosvc.ru.